Словарь методических и общекультурных терминов


В структуре словаря содержатся необходимые методические и общекультурные термины, необходимые  для понимания смыслового и содержательного компонентов спецкурса "Русская мифология"

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все

А

Аудиоматериалы

Тексты, предназначенные для слухового восприятия. 

Ссылка на запись: Аудиоматериалы

Аутентичные материалы

Материалы для изучающих язык, которые используются в реальной жизни страны. К ним относятся газеты и журналы, билеты на транспорт, в театр, письма, реклама, программы радио и телевидения, объявления и др.

Ссылка на запись: Аутентичные  материалы

Б

Богатырь

(в былинах богатырь), богатыря, муж. (от перс. bahadur). Герой русских былин, преим. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь Илья Муромец. || Силач, храбрец. «Богатырь ты будешь с виду и казак душой »( М.Ю. Лермонтов)

Ссылка на запись: Богатырь

В

Видеоматериалы

ВИДЕО... (от лат. video – вижу). Часть сложных слов, указывающая на принадлежность слова к области изображения, перенесенного в форме видеограммы на экран.

Ссылка на запись: Видеоматериалы

Виды речевой деятельности

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Виды речевой деятельности, связанные с восприятием речи – устной (аудирование) и письменной (чтение).

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Виды речевой деятельности, с помощью которых обеспечивается выражение мыслей в устной (говорение) и письменной (письмо) формах. Основное сходство говорения и письма состоит в том, что оба вида речевой деятельности служат для передачи информации. Говорение осуществляется в звуках и обеспечивается действием речедвигательного и слухового анализаторов, в говорении реализуются лингвистические знаки разных уровней – от звуков до ритмомелодических моделей предложений. Письмо реализуется в графических знаках при участии зрительного и рукодвигательного анализаторов как основных, речедвигательного и слухового как вспомогательных. Говорение и письмо по-разному ориентированы на реципиентов. Говорение предназначено главным образом для непосредственной передачи информации (контактная речь), письмо – для опосредованной передачи информации на расстояние с временным интервалом (дистантная речь). Говорение реализуется в форме диалогической и монологической речи, письмо обычно – в форме монологической речи (Основы теории коммуникации..., 2006). С


Ссылка на запись: Виды речевой деятельности

Визуализация

(от лат. visualis – зрительный). Представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия

Ссылка на запись: Визуализация

Внешняя наглядность

То же, что перцептивная наглядность. Тип наглядности, связанный с непосредственным восприятием иноязычной речи на слух, либо в виде ее графического образа.

Ссылка на запись: Внешняя наглядность

Внутренняя наглядность

То же, что мнемоническая наглядность. Вид наглядности, основанный на деятельности памяти и воображения. В. н. в виде образов, представлений помогает обозначить содержание мысли, наметить ее границы и последовательность развития; подготавливает переход к высказыванию, в котором смысловое содержание задано самой структурой мысли, ходом умозаключений. В этом случае смысловое содержание представлено говорящему в абстрактносхематической форме. В. н. теоретически изучена недостаточно, а в практической работе учитывается недостаточно. Между тем ее роль в обучении чрезвычайно велика, ибо она служит средством перехода от «опорного» высказывания к самостоятельному, осуществляемому говорящим по собственной программе

Ссылка на запись: Внутренняя наглядность

Воспитательная цель обучения

Одна из целей обучения иностранным языкам (наряду с практической, развивающей и общеобразовательной), реализуемая в процессе работы над текстами разных жанров, бесед с учащимися, просмотра фильмов, спектаклей, проведения внеаудиторной работы. Достигается развитием всех сторон личности: его мировоззрения, мышления, памяти, системы нравственных и эстетических взглядов, черт характера, потребности в дальнейшем самообразовании и воспитании. В. ц. о. наиболее успешно достигается при комплексной реализации всех целей обучения с учетом возраста, интересов и уровня языковой подготовки учащихся.

Ссылка на запись: Воспитательная цель обучения

Д

Диалог культур

Понятие, широко используемое в работах по культурологии и лингвострановедению при анализе особенностей взаимодействия людей – носителей разных языков и культур. Так как языки должны изучаться в неразрывном единстве с историей и культурой народов, то сопоставление языков и культур на занятиях способствует более глубокому проникновению в мир изучаемого языка. Исследованию социокультурной картины мира и языковой картины мира в контексте взаимодействия языка и культуры посвящено большое количество публикаций научного и прикладного характера, в том числе культурологических и лингвострановедческих словарей. В современной лингводидактике Д. к. часто рассматривается как один из методических принципов обучения, согласно которому занятия по языку не ограничиваются сопоставлением фактов и реалий из области культуры родного и изучаемого языка, но предусматривают приобретение учащимися навыков и умений, которые могут стать частью «философии их жизни». В результате такого подхода к Д. к. учащиеся: 1) способны видеть не только различия, но и сходства в разных культурах; 2) воспринимают различия в культурах как норму существования культур в современном мире; 3) формируется активная жизненная позиция учащихся, направленная против культурного неравенства, культурной дискриминации. С ориентацией на названные принципы были созданы программы для углубленного изучения иностранных языков в общеобразовательной школе и пособия по культуроведению для школ и языковых вузов (Тер-Минасова, 2000; Верещагин, Костомаров, 1990; Воробьев, 1997; Прохоров, 1995; Томахин, 2003; Степанов, 1997; Мамонтов, 2000; Сысоев, 2005; Сафонова, Сысоев, 2004, 2005).

Ссылка на запись: Диалог культур


Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все