Центр дополнительного образования РГПУ им. А. И. Герцена
Диалог культур
Понятие, широко
используемое в работах по культурологии
и лингвострановедению при анализе особенностей взаимодействия людей – носителей разных языков и культур. Так как
языки должны изучаться в неразрывном
единстве с историей и культурой народов,
то сопоставление языков и культур на занятиях способствует более глубокому
проникновению в мир изучаемого языка.
Исследованию социокультурной картины
мира и языковой картины мира в контексте взаимодействия языка и культуры посвящено большое количество публикаций
научного и прикладного характера, в том
числе культурологических и лингвострановедческих словарей. В современной
лингводидактике Д. к. часто рассматривается как один из методических принципов
обучения, согласно которому занятия по
языку не ограничиваются сопоставлением
фактов и реалий из области культуры родного и изучаемого языка, но предусматривают приобретение учащимися навыков и
умений, которые могут стать частью «философии их жизни». В результате такого
подхода к Д. к. учащиеся: 1) способны
видеть не только различия, но и сходства в
разных культурах; 2) воспринимают различия в культурах как норму существования культур в современном мире; 3) формируется активная жизненная позиция
учащихся, направленная против культурного неравенства, культурной дискриминации. С ориентацией на названные принципы были созданы программы для углубленного изучения иностранных языков
в общеобразовательной школе и пособия
по культуроведению для школ и языковых
вузов (Тер-Минасова, 2000; Верещагин,
Костомаров, 1990; Воробьев, 1997; Прохоров, 1995; Томахин, 2003; Степанов,
1997; Мамонтов, 2000; Сысоев, 2005; Сафонова, Сысоев, 2004, 2005).