Тематический план курса "Русская мифология"
Содержание программы
Модуль 1. Слово «культура» и его значения в русском языке.
Содержание темы:
-значение слова «культура» в русском языке.
-ключевые идеи русской культуры.
-миф как духовная культура русского народа.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Составьте список-план «Русская культура вокруг меня», перечислив всё, что относится (на ваш взгляд) к русской культуре. Подготовьте выступление.
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, напишите сочинение «Ключевые идеи культуры в моей стране».
Модуль 2. Миф. Мифологическая картина мира.
Содержание темы:
- определение понятия миф.
-значение мифологии в русской культуре.
-основные оппозиции в русской культуре (я-другой,свой-чужой, здесь-там).
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Самостоятельно прочитав отрывок из произведения И. А. Гончарова «Обломов», составить план текста: ситуация, основные герои, действия, пространство.
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, написать эссе-миниатюру «Значение мифологии в русской культуре».
Итоговая аттестация
Используя таблицы выражения мнения, подготовьтесь к дискуссии: «Современный мир и мифология: проблемы понимания другой культуры».
Модуль 3.Пространство и границы мира.
Содержание темы:
-значение труда в жизни славян: основные мужские/женские занятия.
-дом, поле, лес, река, Капище — основные пространства.
-основные обычаи и традиции.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Составьте список-план «Основные занятия славян». Подготовьте выступление-рассказ об одном из занятии.
Промежуточная аттестация
Используя материал занятия, напишите сочинение «Мир древнего славянина».
Итоговая аттестация
Используя основные глаголы занятия, подготовьте презентацию-рассказ « Один день из жизни славянина».
Модуль 4.Образ Мирового Древа в русской мифологии.
Содержание темы:
-значение Мирового Древа.
-деление мира на три части: Правь, Явь, Навь.
-образы птиц/животных/насекомых, связанные с образом Мирового Древа.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Используя основные материалы лекции, самостоятельно подготовьте иллюстрацию к занятию «Образ Мирового Древа».
Промежуточная аттестация
Напишите письмо своему другу. Вы рассказываете ему о занятии по теме «Образ Мирового Древа в русской культуре».
Составьте 10 вопрос по теме «Мировое Древо»
Модуль 5. Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре.
Содержание темы:
-дуб: значение дерева.
-основные обычаи и суеверия, связанные с образом дуба.
-дуб как мифологема в русской литературе и песенном творчестве( на примере отрывка из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Ответьте на вопрос: «Существует ли образ Мирового Древа в вашей культуре?»
Составьте список-план «Значение дуба в русской культуре».
Составьте 10 вопросов по теме « Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре».
Промежуточная аттестация
Используя конструкции, подготовьте рассказ по теме « Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре».
обратить внимание (на что?)
понравиться (кому? чем?)
поразить (кого? чем?)
произвести впечатление (на кого?).
Итоговая аттестация
Подготовьтесь к дискуссии «Образ Мирового Древа в русской культуре и в моей стране».
Модуль 6. Небесное царство Ирий.
Содержание темы:
- Ирий-сад — образ древнего Рая.
-Яблоня- райское дерево: значение, традиции и обычаи(свадебные и похоронные обряды).
-Колодец — символ связи между мирами.
-Райские птицы: аист, ласточка, Алконост, Сирин.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Составьте таблицу : «Образы растений и птиц в Небесном царстве».
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, посоветуйте друзьям познакомиться с образом Ирия-сада и его значением в русской культуре.
Обязательно посмотрите ….
Если будет время, посмотрите(прочитайте) … , потому что … .
Стоит посмотреть(прочитать-почитать) …
Итоговая аттестация
Используя репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»(1889) , подготовьте выступление-описание картины. Опишите образы растений/животных и их значения.
Модуль 7.Высшая мифология: Сварог.
Содержание темы:
-значение божества в жизни славян.
-происхождение названия божества.
-основные функции.
-современные традиции и обычаи.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Составьте 10 вопросов по теме «Сварог — Бог Неба и Земли».
Промежуточная аттестация
Напишите письмо своему другу. Вы рассказываете о образе Бога кузнеца и его значении в русской мифологии.
Модуль 8.Высшая мифология: Мать Сыра Земля.
Содержание темы:
-значение божества в жизни славян.
-основные функции.
-традиции и обычаи.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Прочитайте заметку о происхождении выражения «как сквозь землю провалился». Подготовьте пересказ.
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, напишите эссе-миниатюру «Значение земли в русской и других культурах».
Модуль 9. Высшая мифология: Мокошь и Лада.
Содержание темы:
-значение божества в жизни славян.
-основные функции.
-традиции и обычаи.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Составьте 10 вопросов по теме «Женские божества в русской мифологии».
Промежуточная аттестация
Используя выражения мнения, подготовьте выступление на тему (по выбору):
«Линия судеб Мокоши: всё люди связаны между собой?»
«Слова в русском языке с корнем — лад: изменение значения в русском языке».
Модуль 10. Высшая мифология: Перун.
Содержание темы:
-значение божества в жизни славян.
-основные функции.
-традиции и обычаи.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Самостоятельно прочитайте текст мифа о Перуне. Составьте развёрнутый план текста.
Промежуточная аттестация
Составьте предложения с лексикой занятия: метать(молнии), ударять/ударить, покровитель, зажечь/зажигать, грозный, защита, жертвовать, долгожданный, оружие, лук, стрелять.
Модуль 11. Высшая мифология: Хорс.
Содержание темы:
-значение божества в жизни славян.
-основные функции.
-традиции и обычаи.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Самостоятельно прочитайте текст мифа о Хорсе. Составьте 10 вопросов по тексту.
Промежуточная аттестация
Напишите сочинение-миниатюру «Значение Бога Хорса в русской мифологии».
Итоговая аттестация
Используя материалы занятий по теме «Высшая мифология», подготовьтесь к дискуссии : « Славянский пантеон Богов: значение и философия образов».
Модуль 12. Образ Бабы Яги в русской мифологии.
Содержание темы:
-предпосылки возникновения образа Бабы Яги.
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
- истинная история образа.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей.
Подготовить выступление на тему «Образ ведьмы в моей культуре: значение и философия»
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, напишите письмо другу с рассказом о самом страшном персонаже русских сказок Бабе Яге.
Модуль 13. Образ Кощея Бессмертного в русской мифологии.
Содержание темы:
-предпосылки возникновения образа.
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
- истинная история образа.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Письменно ответьте на вопрос: « Почему в русских народных сказках герой побеждает Кощея?»
Промежуточная аттестация
Используя материалы занятия, напишите сочинение « Смерть Кощея».
Модуль 14. Домовой — покровитель дома.
Содержание темы:
-предпосылки возникновения образа.
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Найдите изображение домового, опишите внешность духа дома.
Промежуточная аттестация
Используя материал занятия, расскажите о том, как менялось представление о духе дома на протяжении многих лет.
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Домовому». Каким предстает образ домового в стихотворении.
Модуль 15. Леший — дух леса.
Содержание темы:
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.
Промежуточная аттестация
Используя материал занятия, напишите сочинение-миниатюру «Образ Лешего в русской мифологии».
Модуль 16. Водяной — дух воды.
Содержание темы:
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.
Промежуточная аттестация
Используя материал занятия, напишите сочинение-миниатюру «Образ Водяного в русской мифологии».
Модуль 17. Русалка.
Содержание темы:
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.
Промежуточная аттестация
Прослушайте аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Русалка». Используя конструкции выражения мнения, подготовьте небольшое выступление на тему «Образ русалки в стихотворении М. Ю. Лермонтова.
Модуль 18. Образ Жар-Птицы в русской мифологии.
Содержание темы:
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских народных сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Подумайте и ответьте на вопрос: «Есть ли прототип у образа Жар-Птицы? В чём отличие образа Жар- Птицы и его прототипа?»
Промежуточная аттестация
Познакомьтесь с репродукцией картины В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт»(1880). Подготовьте подробное описание картины. Какое значение имеет образ Жар-Птицы в этой картине.
Модуль 19. Богатыри Земли Русской.
Содержание темы:
-происхождение слова «богатырь» и его значение.
-основные особенности образа.
-функции персонажа в русских сказках.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Составьте список качеств настоящего богатыря. Подготовьте небольшое выступление по списку.
Промежуточная аттестация
Познакомьтесь с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри». Опишите картину. Прочитайте текст. Распределите слова по тематическим группам: внешность/оружие/характер/профессии.
Модуль 20. Образ Ильи Муромца в русской сказке.
Содержание темы:
-основные особенности образа.
-исторические факты.
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей
Прочитайте текст «Былинный герой или реальная историческая личность?". Ответьте письменно на вопросы по тексту.
Промежуточная аттестация
Используя конструкции, расскажите о личности Илья Муромца
обратить внимание (на что?)
понравиться (кому? чем?)
поразить (кого? чем?)
произвести впечатление (на кого?)
Итоговая аттестация
Подготовьте парад-презентаций : «Персонажи русских сказок». Выберите одного из понравившихся персонажей, расскажите о истории возникновения образа и его значении в русской культуре.