Словарь методических и общекультурных терминов


В структуре словаря содержатся необходимые методические и общекультурные термины, необходимые  для понимания смыслового и содержательного компонентов спецкурса "Русская мифология"

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Д

Диалог культур

Понятие, широко используемое в работах по культурологии и лингвострановедению при анализе особенностей взаимодействия людей – носителей разных языков и культур. Так как языки должны изучаться в неразрывном единстве с историей и культурой народов, то сопоставление языков и культур на занятиях способствует более глубокому проникновению в мир изучаемого языка. Исследованию социокультурной картины мира и языковой картины мира в контексте взаимодействия языка и культуры посвящено большое количество публикаций научного и прикладного характера, в том числе культурологических и лингвострановедческих словарей. В современной лингводидактике Д. к. часто рассматривается как один из методических принципов обучения, согласно которому занятия по языку не ограничиваются сопоставлением фактов и реалий из области культуры родного и изучаемого языка, но предусматривают приобретение учащимися навыков и умений, которые могут стать частью «философии их жизни». В результате такого подхода к Д. к. учащиеся: 1) способны видеть не только различия, но и сходства в разных культурах; 2) воспринимают различия в культурах как норму существования культур в современном мире; 3) формируется активная жизненная позиция учащихся, направленная против культурного неравенства, культурной дискриминации. С ориентацией на названные принципы были созданы программы для углубленного изучения иностранных языков в общеобразовательной школе и пособия по культуроведению для школ и языковых вузов (Тер-Минасова, 2000; Верещагин, Костомаров, 1990; Воробьев, 1997; Прохоров, 1995; Томахин, 2003; Степанов, 1997; Мамонтов, 2000; Сысоев, 2005; Сафонова, Сысоев, 2004, 2005).

Ссылка на запись: Диалог культур

Древо Жизни ( Мировое Древо)

один из вариантов образа древа мирового. Актуализирует мифологические представления 

о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла. 

Нередко Д. ж. способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь - смерть. 

Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ  Древа Жизни.

Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде,

 когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений.

 При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - рождение, рост, деградацию, смерть

 [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение - жизнь - смерть - возрождение (новое рождение),

 символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света]. В мифологических и религиозных

 системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни - от рождения к максимальной стадии роста

 - цветению и плодоношению. Наиболее наглядный 

образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно

 таких, чей срок жизни значительно превышал 

сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.). 

В Д. ж., в самой его сердцевине, упрятаны жизнь и её высшая цель - бессмертие

Ссылка на запись: Древо Жизни ( Мировое Древо)