Тематический план курса "Русская мифология"

Русская мифология

Содержание программы

Модуль 1. Слово «культура» и его значения в русском языке.

Содержание темы:

-значение слова «культура» в русском языке.

-ключевые идеи русской культуры.

-миф как духовная культура русского народа.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Составьте список-план «Русская культура вокруг меня», перечислив всё, что относится (на ваш взгляд) к русской культуре. Подготовьте выступление.

 

Промежуточная аттестация

 Используя  материалы занятия, напишите сочинение «Ключевые идеи культуры в  моей стране».

 

Модуль 2. Миф. Мифологическая картина мира.

 Содержание темы:

- определение понятия миф.

-значение мифологии в русской культуре.

-основные оппозиции в русской культуре (я-другой,свой-чужой, здесь-там).

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Самостоятельно прочитав отрывок из произведения И. А. Гончарова «Обломов», составить план текста: ситуация, основные герои, действия, пространство.

 

Промежуточная аттестация

Используя материалы занятия, написать эссе-миниатюру «Значение мифологии в русской культуре».

 

 Итоговая аттестация

Используя таблицы выражения мнения, подготовьтесь к дискуссии: «Современный мир  и мифология: проблемы понимания другой культуры».

 

Модуль 3.Пространство и границы мира.

 

Содержание темы:

 

-значение труда в жизни славян: основные мужские/женские занятия.

-дом, поле, лес, река, Капище — основные пространства.

-основные обычаи и традиции.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Составьте список-план «Основные занятия славян». Подготовьте выступление-рассказ об одном из занятии.

 

Промежуточная аттестация

Используя материал занятия, напишите сочинение «Мир древнего славянина».

 

Итоговая аттестация

Используя основные глаголы занятия, подготовьте презентацию-рассказ « Один день из жизни славянина».

 

 

 

Модуль 4.Образ Мирового Древа в русской мифологии.

Содержание темы:

начение Мирового Древа.

 -деление мира на три части: Правь, Явь, Навь.

-образы птиц/животных/насекомых, связанные с образом Мирового Древа.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

 Используя основные материалы лекции, самостоятельно подготовьте иллюстрацию к занятию «Образ Мирового Древа».

 

Промежуточная аттестация

Напишите письмо своему другу. Вы рассказываете ему о занятии по теме «Образ Мирового Древа в русской культуре».

 

Составьте 10 вопрос по теме «Мировое Древо»

 

Модуль 5. Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре.

Содержание темы:

-дуб: значение дерева.

-основные обычаи и суеверия, связанные с образом дуба.

-дуб как мифологема в русской литературе и песенном творчестве( на примере отрывка из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Ответьте на вопрос: «Существует ли образ Мирового Древа в вашей культуре?»

Составьте список-план «Значение дуба в русской культуре».

Составьте 10 вопросов по теме « Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре».

 

Промежуточная аттестация

Используя конструкции, подготовьте рассказ по теме « Дуб как образ Мирового Древа в русской культуре».

обратить внимание (на что?)

понравиться (кому? чем?)

поразить (кого? чем?)

произвести впечатление (на кого?).

 

Итоговая аттестация

Подготовьтесь к дискуссии «Образ Мирового Древа в русской культуре и в моей стране».

 

Модуль 6. Небесное царство Ирий.

Содержание темы:

- Ирий-сад — образ древнего Рая.

-Яблоня- райское дерево: значение, традиции и обычаи(свадебные и похоронные обряды).

-Колодец — символ связи между мирами.

-Райские птицы: аист, ласточка, Алконост, Сирин.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Составьте таблицу :  «Образы растений и птиц в Небесном царстве».

 

 

Промежуточная аттестация

Используя материалы занятия, посоветуйте друзьям познакомиться с образом Ирия-сада и его значением в русской культуре.

Обязательно посмотрите ….

Если будет время, посмотрите(прочитайте) … , потому что … .

Стоит посмотреть(прочитать-почитать) …

 

Итоговая аттестация

Используя репродукцию  картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»(1889) , подготовьте выступление-описание картины. Опишите образы растений/животных и их значения.

 

Модуль 7.Высшая мифология: Сварог.

Содержание темы:

-значение божества в жизни славян.

-происхождение названия божества.

-основные функции.

-современные традиции и обычаи.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

 

Составьте 10 вопросов по теме «Сварог — Бог Неба и Земли».

 

Промежуточная  аттестация

Напишите письмо своему другу. Вы рассказываете о образе  Бога кузнеца и его значении в русской мифологии.

 

Модуль 8.Высшая мифология: Мать Сыра Земля.

Содержание темы:

-значение божества в жизни славян.

-основные функции.

-традиции и обычаи.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Прочитайте заметку о происхождении выражения «как сквозь землю провалился». Подготовьте пересказ.

 

Промежуточная аттестация

 Используя материалы занятия, напишите эссе-миниатюру «Значение земли в русской и других культурах».

 

Модуль 9. Высшая мифология: Мокошь и Лада.

Содержание темы:

-значение божества в жизни славян.

-основные функции.

-традиции и обычаи.

 

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

 

Составьте 10 вопросов по теме «Женские божества в русской мифологии».

 

 

Промежуточная аттестация

Используя выражения мнения, подготовьте выступление на тему (по выбору):

«Линия судеб Мокоши:  всё люди связаны между собой?»

«Слова в русском языке с корнем — лад: изменение значения в русском языке».

 

 

 

Модуль 10. Высшая мифология: Перун.

Содержание темы:

-значение божества в жизни славян.

-основные функции.

-традиции и обычаи.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Самостоятельно прочитайте текст мифа о Перуне. Составьте развёрнутый план текста.

 

Промежуточная аттестация

Составьте предложения с лексикой занятия: метать(молнии), ударять/ударить, покровитель, зажечь/зажигать, грозный, защита, жертвовать, долгожданный, оружие, лук, стрелять.

 

Модуль 11. Высшая мифология: Хорс.

Содержание темы:

-значение божества в жизни славян.

-основные функции.

-традиции и обычаи.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:

Самостоятельно прочитайте текст мифа о Хорсе. Составьте  10 вопросов по тексту.

 

Промежуточная аттестация

Напишите сочинение-миниатюру «Значение Бога Хорса в русской мифологии».

 

Итоговая аттестация

Используя материалы занятий по теме «Высшая мифология», подготовьтесь к дискуссии : « Славянский пантеон Богов: значение и философия образов».

 

 

Модуль 12. Образ Бабы Яги в русской мифологии.

Содержание темы:

-предпосылки возникновения образа Бабы Яги.

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

- истинная история образа.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей.

Подготовить выступление на тему «Образ ведьмы в моей культуре: значение и философия»

 

Промежуточная аттестация

Используя материалы занятия, напишите письмо другу с рассказом о самом страшном персонаже русских сказок Бабе Яге.

 

Модуль 13.  Образ Кощея Бессмертного в русской мифологии.

Содержание темы:

-предпосылки возникновения образа.

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

- истинная история образа.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Письменно ответьте на вопрос: « Почему в русских народных сказках герой побеждает Кощея?»

 

 

 

 

Промежуточная аттестация

Используя материалы занятия, напишите сочинение « Смерть Кощея».

 

 

Модуль 14. Домовой — покровитель дома.

Содержание темы:

-предпосылки возникновения образа.

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

 

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Найдите изображение домового, опишите внешность духа дома.

 

Промежуточная аттестация

Используя материал занятия, расскажите о том, как менялось представление о духе дома на протяжении многих лет.

Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Домовому». Каким предстает образ домового в стихотворении.

 

Модуль 15. Леший — дух леса.

Содержание темы:

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.

 

Промежуточная аттестация

 

Используя материал занятия, напишите сочинение-миниатюру «Образ Лешего в русской мифологии».

 

Модуль 16. Водяной — дух воды.

Содержание темы:

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.

 

Промежуточная аттестация

 

Используя материал занятия, напишите сочинение-миниатюру «Образ Водяного  в русской мифологии».

 

Модуль 17. Русалка.

Содержание темы:

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Подготовить таблицы по темам: Внешность/Поведение/Функции.

Промежуточная аттестация

Прослушайте аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Русалка». Используя конструкции выражения мнения, подготовьте небольшое выступление на тему «Образ русалки в стихотворении М. Ю. Лермонтова.

 

Модуль 18. Образ Жар-Птицы в русской мифологии.

Содержание темы:

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских народных сказках.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Подумайте и ответьте на вопрос: «Есть ли прототип у образа Жар-Птицы? В чём отличие образа Жар- Птицы и его прототипа?»

 

Промежуточная аттестация

Познакомьтесь с репродукцией картины В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт»(1880). Подготовьте подробное описание картины. Какое значение имеет образ Жар-Птицы в этой картине.

 

Модуль 19. Богатыри Земли Русской.

Содержание темы:

-происхождение слова «богатырь» и его значение.

-основные особенности образа.

-функции персонажа в русских сказках.

 

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

 Составьте список качеств настоящего богатыря. Подготовьте небольшое выступление по списку.

 

Промежуточная аттестация

Познакомьтесь с репродукцией картины  В. М. Васнецова «Богатыри». Опишите картину.  Прочитайте текст. Распределите слова по тематическим группам: внешность/оружие/характер/профессии.

 

 

Модуль 20. Образ Ильи Муромца в русской сказке.

Содержание темы:

-основные особенности образа.

-исторические факты.

 

Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей

Прочитайте текст «Былинный герой или реальная историческая личность?". Ответьте письменно на вопросы по тексту.

 

 

Промежуточная аттестация

 

 Используя конструкции, расскажите о личности Илья Муромца

обратить внимание (на что?)

понравиться (кому? чем?)

поразить (кого? чем?)

произвести впечатление (на кого?) 

Итоговая аттестация

Подготовьте парад-презентаций : «Персонажи русских сказок». Выберите одного из понравившихся персонажей, расскажите о истории возникновения образа и его значении в русской культуре.

 

 


Последнее изменение: Wednesday, 20 April 2022, 16:04