Практическая цель обучения Одна из ведущих целей обучения иностранному языку, направленная на овладение языком как средством общения и
приобретения умений, необходимых для
успешного владения языком (например,
умения самостоятельно работать с книгой,
пользоваться словарем и т. д.). Такое достаточно широкое толкование позволяет
выделить ряд задач, которые в своей совокупности обеспечивают достижение
П. ц. о.: 1) коммуникативные задачи (характеризуют уровень практического владения языком); 2) филологические задачи
(связаны с приобретением знаний, навыков, умений по дисциплинам, являющимся базовыми для филолога, – теории
языка, методике его преподавания, истории литературы, педагогике, психологии);
3) профессиональные задачи (обеспечивают приобретение знаний, навыков, умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности); 4) социокультурные задачи (обеспечивают необходимый уровень знаний о стране изучаемого
языка и способность участвовать в межкультурном общении); 5) предметные задачи (умение пользоваться языком в различных сферах общения в соответствии с
содержанием предмета общения; 6) общеучебные задачи (обеспечивают умение
работать с книгой, пользоваться ТСО, логично излагать свои мысли и др). П. ц. о.
имеют разное содержание в зависимости
от контингента обучающихся и этапа обучения. Цель обучения на краткосрочных
курсах часто носит ограниченный характер (например, овладение устной речью).
Наиболее полную реализацию П. ц. о. получает в работе со студентами-филологами. Для студентов-нефилологов практическая цель в первую очередь связана с
овладением языком будущей специальности. Требования к достижению П. ц. о.
даются в программах. С учетом коммуникативных задач они включают: а) умения
в разных видах речевой деятельности;
б) языковые знания и навыки; в) социокультурные знания и умения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы
сформировать у учащихся такие коммуникативные умения (и лежащие в их основе
речевые навыки), чтобы обеспечить удовлетворение их коммуникативных потребностей и сформировать способность пользоваться языком в рамках планируемого
уровня владения языком.
|