Наглядность Термин используется в
двух значениях: а) как опора в процессе
обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение
строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;
б) как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа,
технические средства обучения). Применительно к обучению языку Н. определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и
явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности.
Принято выделять языковую наглядность
и неязыковую наглядность. Под языковой
Н. подразумевают деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого
языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер. В зависимости от характера восприятия окружающего мира различают
такие виды Н., как зрительная, слуховая,
смешанная, мышечно-двигательная, вкусовая, осязательная. На занятиях по языку
первостепенная роль отводится Н. зрительной, слуховой, смешанной (зрительно-слуховой). С точки зрения подачи материала бывает Н. статическая и динамическая. Особым видом динамической Н.
является ситуативная Н., или Н. речевых
поступков. Наконец, Н. может быть внешней наглядностью (обусловлена процессом восприятия окружающего мира) и
внутренней наглядностью (базируется на
восприятии образов, хранящихся в памяти – слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает использование на занятиях всех видов Н., что
способствует образованию правильных
представлений об изучаемых явлениях
языка и развитию соответствующих навыков и умений.
|