Тематический план

  • Общее


  • ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В “ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ”

    Вопросы лекции
    1.
    Экономика как хозяйство и экономика как наука. Микроэкономика и макроэкономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов, проблема выбора.

    2. Основные субъекты экономики. Модель экономического кругооборота. Экономический рост и основные макроэкономические показатели. Образование как фактор экономического роста.

    3. Экономика знаний и инвестиции в человеческий капитал.  Экономика образования как отрасль экономики.



  • Тема 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Вопросы лекции 

    1. Основная проблема экономики. Типы экономических систем. Принципы организации рыночной системы. Рынок. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменения в предложении. Модель рыночного равновесия. Равновесный объем. Равновесная цена. Понятие эластичности. Типы рыночных структур. Практические аспекты регулирования рынка.

    2. Образовательные услуги. Образовательные продукты. Рынок образовательных услуг и его особенности. Конкуренция на рынке образовательных услуг. Монополистический характер конкуренции в сфере образования. Факторы, влияющие на конкуренцию в сфере образования. Ценовая и неценовая конкуренция образовательных организаций. Неконкурентные взаимодействия образовательных организаций.



  • Тема 3. ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

    Вопросы лекции
    1.
    Домашнее хозяйство как субъект экономики, его цели и функции. Домашние хозяйства как владельцы ресурсов. Проблема потребления и сбережения. Понятие семейного бюджета. Домашние хозяйства как потребители товаров и услуг.
    2. Основы исследования поведения потребителей. Распределение доходов и структура потребления. Показатели уровня жизни населения.

    3. Образовательные потребности домашних хозяйств и способы их удовлетворения. Образовательные интересы и цели получения образования. Уровни и формы получения образования. Доступность образования. Расходы на образование в бюджете домашнего хозяйства.



  • Тема 4. ОРГАНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

    Вопросы лекции

    1. Организация как субъект экономики, ее цели, функции и основные показатели деятельности. Особенности поведения организации на различных типах рынков. Типы современных организаций (коммерческие и некоммерческие,организационно-правовые формы организаций)

    2. Структура системы образования. Формы организации образовательной деятельности в экономике образования. Формальное, неформальное и информальное образование в современных условиях.

    3. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Классификация образовательных организаций основного и дополнительного образования. Коммерческие организации как поставщики образовательных услуг.



  • СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ!

  • Тема 5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Вопросы лекции 

    1. Понятие  «общественное благо». Особенности образования как общественного блага. Государство и рынок: грани взаимодействия. Инструменты экономической политики государства.

    2. Роль государственного бюджета в экономике. Доходы госбюджета. Расходы госбюджета. Расходы государства на образование.

    3. Макроэкономическое регулирование сферы образования. Роль государства в повышении качества образования. Национальный проект «Образование».




  • Тема 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Вопросы лекции
    1.
    Понятие финансов и финансирования. Финансирование образования и его задачи. Модели бюджетного финансирования образования: сметное, нормативно-подушевое и на основе грантовой поддержки. Основные функции участников бюджетного финансирования образования.

    2. Внебюджетное финансирование образования. Платная образовательная деятельность и предпринимательская деятельность образовательных организаций. Добровольные пожертвования и целевые взносы. Образовательный кредит. Структура финансирования системы образования в России.



  • Тема 7. РОЛЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    Вопросы лекции

    1. Особенности профессиональной деятельности работников образования, интеллектуально-коммуникативный характер, творческий подход к решению профессиональных задач, наличие скрытой информации, опосредованность определения результата деятельности, проблема профессионального выгорания,  регламентация педагогического труда, денежная и неденежная формы вознаграждения педагогических работников, заработная плата педагогов, университетские ценности  и стандарты поведения в педагогической среде.

    2. Кадровый потенциал, количественные и качественные характеристики кадрового потенциала, научно-педагогические кадры и их воспроизводство, характеристики и направления развития кадрового потенциала высшего образования, состояние и перспективы развития кадрового потенциала общеобразовательных учреждений.




  • ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ

  • Перечень основной и дополнительной учебной литературы, рекомендованной для освоения дисциплины

    Основная литература

    1. Басовский Леонид Ефимович Экономика образования : Учебное пособие. - Москва:ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 220 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=550198. - ЭБС Znanium.

    2. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2015. - 256 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=484516

    3. Василенко Наталья Валерьевна Экономика образования : Учебник. - Москва:ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 413 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=924757. - ЭБС Znanium.

    4. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Липсиц И.В., - 8-е изд., стер. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 607 с.: URL: //http://znanium.com/catalog/product/550145


    Дополнительная литература

    1. Добрынин А.И.Экономическая теория: Учебник / В.В.Багинова, Т.Г.Бродская и др.; Под общ. ред. проф. А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 747 с. URL: .http://znanium.com/catalog/product/430228

    2. Журавлёва Г.П. Экономическая теория (политэкономия) : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. — 5-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 864 с. - URL:.http://znanium.com/catalog/product/872682

    3. Захарчук Лариса Александровна. Экономика образовательного учреждения : Учебное пособие. - Москва:Издательство "ФОРУМ", 2018. - 112 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=940816. - ЭБС Znanium.

    4. Расков Н.В. Экономика России: проблемы роста и развития: Монография / Н.В. Расков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 186 с. - URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=447342

    5. Комарова Оксана Викторовна. Экономика образования : Учебник. - Москва:ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 205 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=535756. - ЭБС Znanium.

    6. Основы экономики образования. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2017.– Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/19MNNPU17.pdf

    7. Столяров Владимир Ильич. Экономика образования. 2-е издание, переработанное и дополненное : Учебник. - Москва:ООО "КУРС", 2018. - 384 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=940292. - ЭБС Znanium.