Академическая карьера в России и за рубежом: конкурсы, вакансии, стипендии, гранты
История и философия науки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность программы
Актуальность программы объясняется острой потребностью повышения квалификации преподавателей вузов России в области истории и философии науки, как базовой дисциплины, предусмотренной ВАК РФ для изучения в аспирантуре в рамках программы кандидатского минимума. Необходимость повышения квалификации преподавателей диктуется беспрецедентным ростом значения науки в процессе современных технических цивилизаций западного типа, чреватых «антропологическими катастрофами», социальными катаклизмами и экологическими кризисами. К числу важнейших элементов стратегии сопротивления тенденциям деградации и распада принадлежат задачи формирования научного сообщества, владеющего знаниями, умениями и навыками приведения достижений научного и научно-технического творчества в соответствие с интересами человеческого существования. Реализация вытекающих отсюда задач не мыслима, если она не опирается на систематическую работу по профессиональной подготовке и переподготовке научно-педагогических кадров, специализирующихся в области истории и философии математических, естественных, технических и социогуманитарных наук.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «История и философия науки» разработана на основе профессионального стандарта (квалификационных требований) «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
2. Цель и задачи программы
Цель программы заключается в формировании у слушателей знаний в области истории и философии науки, а также формах их представления в учебной аудитории, с учетом достижений философской науки последнего десятилетия ХХ — начала XXI столетий.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
¾ сформировать представление о закономерностях пространственно-временной динамики научного знания;
¾ изучить материалы, отражающие современное состояние знаний об эпистемологическом смысле и онтологическом статусе математики, естествознания и социогуманитарных наук;
¾ познакомить слушателей с опытом учебно-методического обеспечения учебного курса «История и философия науки», адресованного аспирантам и соискателям;
¾ изучить философские основания науки, логики и методологии научного познания в связи с эволюцией представлений об условиях его достоверности и истинности.
3. Категория слушателей
Программа предназначена для преподавателей высших учебных заведений, работающих с аспирантами и соискателями по программе кандидатского минимума по истории и философии науки.
4. Планируемые результаты обучения
Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций:
1. Критический анализ и оценка современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (ПК-1);
2. Проектирование и осуществление комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (ПК-2);
3. Оценка инновационных программ научного поиска и их истолкования с точки зрения условий достоверности и возможных значений истинности (ПК-3);
4. Учебно-методическое сопровождение учебного курса истории и философии науки (ПК-4).
В результате освоения программы слушатель должен:
1) усовершенствовать следующие необходимые умения:
¾ внесение корректировок в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность на основании анализа образовательного процесса и его результатов;
¾ использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся;
¾ формулировка и решение вопросов референциальной осмысленности научной теории;
¾ использование современных техник историко-научной реконструкции.
2) приобрести следующие необходимые знания о:
¾ современных образовательных технологиях;
¾ педагогических, психологических и методических основах развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного типа;
¾ возможностях использования опыта и результатов собственных научных исследований в процессе руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся;
¾ философских основаниях науки;
¾ методах и формах историко-научных оснований.
3) приобрести практический опыт:
¾ систематического изложения, представления и обновления материалов лекций и семинарских занятий;
¾ применения дистанционных форм проведения занятий и осуществления научных коммуникаций;
¾ проектирования занятий интерактивного типа.